Проект #СМИБС «Голоса пьес»
13 июля в филиале Библиотека № 8 в рамках проекта «Голоса пьес» состоялась очередная театральная читка. На этот раз был представлен сюжет пьесы Василия Сигарева «Любовь у сливного бачка».
Традиционный формат читки был несколько изменен: событие если и не стало спектаклем, то приблизилось к почти полноценному театральному эскизу. Актеры - их было всего три человека, два женских персонажа и один мужской - должны были работать с пространством, с предметами более активно, чем это бывает в рамках классической читки, то есть «проговаривания» текста актерами, без детальной пластики и реквизита. Среди участников присутствовали как постоянные посетители читок, так и новые лица. Среди активных комментаторов оказались и те самарцы, которые и сами причастны к творческим театральным практикам - это значительно повысило экспертность высказанных мнений.
Действие было компактным, динамичным, а сам сюжет пьесы предельно прост: к детской поэтессе приходит сантехник. Разумеется, сначала разговор строится вокруг устранения всем хорошо известной бытовой проблемы. А далее развитие событий развивается по сценарию трагикомедии с элементами и социальной, и любовной драмы, и мелодраматическими элементами. Не случайно именно эта читка получила название «антрепризной» - сюжет и впрямь во многом напоминает многие современные театральные постановки - антрепризы «на выезд».
Напомним, что Василий Сигарев - один из самых знаменитых представителей так называемой новой драмы. Родился в 1977 году в городе Верхняя Салда Свердловской области, учился в Нижнетагильском педагогическом институте, затем поступил в Екатеринбургский театральный институт и учился в семинаре Николая Коляды. Его творчество - яркий пример екатеринбургской, уральской школы в современной драматургии. Сигарев - успешный сценарист с мировым именем (один из самых известных и обсуждаемых фильмов - «Волчок», ставший лидером кинопремий 2009 и 2012 гг.), а как драматург отмечен многочисленными театральными премиями: «Дебют-2000» («Пластилин») «Антибукер-2000» (за пьесу «Пластилин»), «Эврика-2002» («Чёрное молоко»),«Evening Standard-2002» («Пластилин), «Новый стиль-2002» («Божьи коровки возвращаются на землю»). Участник драматургических фестивалей Любимовка-2000, Щелыково-2000 и Bonner biennale-2002.
«Любовь у сливного бачка» - ранняя пьеса, которая не пользуется большим вниманием критиков и не обладает богатой сценографией. Тем интереснее было следить за возможностями воплощения этого недооцененного сюжета лаконическими средствами читки и камерного театрального эскиза.
Сигарев выстраивает текст подчеркнуто смеховой, с использованием мотивов материально-телесного низа, но при этом откровенно литературный, с вплетением узнаваемых цитат (не случайно и главная героиня занимается литературным творчеством). Именно этот потенциал текста авторы проекта «Голоса пьес» сумели раскрыть с настоящей изысканностью.
На сцене - черная ширма, скрывающая от глаз зрителей предполагаемый унитаз. Черный прямоугольник напоминает одновременно и о черном квадрате Малевича, и о чистом символе театральности, и о драматургической интриге. Режиссеру и актерам удалось удержаться на должном уровне, не изменяя чувству эстетического вкуса и не соскальзывая в откровенную пошлость в эксплуатации «туалетной» темы и сохранить при этом трагикомический и остросоциальный пафос.
По традиции, читка завершилась обсуждением события: зрительный зал и сцена меняются местами, актеры оказываются в роли зрителей и слушают комментарии присутствующих, а сами зрители становятся на недолгое время актерами, которые рассказывают о собственном переживании.
«Ломоносова, три, двадцать один? Заявочку по поводу засорения унитаза вы делали?» Модератор и слушатели вспомнили, что «клозетная» тема и ситуация с визитом сантехника из ЖЭКа - одни из самых распространенных в советско-российской действительности, отраженные и в булгаковском «Собачьем сердце», где Шариков выступает разрушителем налаженного быта, в знаменитых рассуждениях о разрухе, которая «не в клозетах, а в головах», в многочисленных сюжетах и скетчах сатирических советских журналов, в пьесе Людмилы Петрушевской «Три девушки в голубом», в которой чеховская тема (история трех сестер, судьба вишневого сада) переплетается с чисто бытовой коллизией - строительством дачного туалета.
Именно в этот раз зрители проявили особый творческий талант комментаторов и почти не уступали исполнителям в театральности. Обсуждение читки было весьма оживленным и заинтересованным.