Сэй-Сёнагон «Записки у изголовья»

Друзья, в проекте Лит-Механика | умное чтение вышел новый подкаст Сэй-Сёнагон «Записки у изголовья»

Сэй-Сёнагон, автор «Записок у изголовья», жила в XII веке и была фрейлиной императрицы. Она современница «Слова о полку Игореве», но её литературный стиль выглядит невероятно современно и напоминает ведение блога.

Изучая китайскую поэзию, занимаясь каллиграфией, она попросила у знакомого чиновника свитки, где стала оставлять записи о том, о чём думала. Эти свитки хранились в изголовье, деревянном валике, который был превращен в шкатулку для личных вещей.

Через много лет гости заглянули в эту шкатулку и попросили на время эти поэтичные записи. Вдруг писательница прославилась. И почти тысячу лет нет никаких сомнений, что это самый красивый интимный дневник.

Стиль книги, в которой встречаются краткие записи, заметки, случаи, сплетни, состоит из кратких поэтичных зарисовок. В духе буддийской и синтоистской культуры мир удивителён не потому, что изменчив, а потому, что в нём всегда повторяется некий правильный годичный цикл, наполненный ритуалами и узнаванием любимых образов.

Отдельный пункт - каталоги перечислений, которые могли бы иметь вид научной классификации, но обычно реализованы поэтичными средствами. «То, что утончённо красиво», «То, что неприятно», «То, что рождает радость» и так далее.

Как японский дворец представлял собой идеальную мандалу, так стиль Сэй-Сёнагон превращается в описание идеальной картины мира, с его сезонами, человеческими причудами, радостями и мгновенными реакциями на происходящее.

Больше всего на эти записки похожа третья часть «Игры в классики» Кортасара (Моррелиана) и роман Эрленда Лу «Наивно. Супер».

Детализация и тонкие подробности выглядят очень современно, и нет ничего удивительного, что восточная литература влилась в культуру XX века и оказалась безусловно интересной.

На сайте #СМИБС в виртуальной библиотеке для вас собраны ВСЕ ПОДКАСТЫ проектов. Приглашаем к прослушиванию.