«Педагогические идеи Николая Добролюбова»
В рамках выставочного проекта «Книжный раритет» в филиале Библиотека № 5 #СМИБС представлены произведения русских и зарубежных писателей изданные до 1917 года из фонда библиотеки.
3 февраля 2023 г. для учащихся старших классов состоялась литературная встреча у выставки «Книжный раритет» «Педагогические идеи Николая Добролюбова» в рамках Года педагога и наставника.
На выставке представлено Полное собрание сочинений Николая Добролюбова под редакцией Е.В. Аничкова, изданное с 1911 по 1913 года. Каждый из томов собрания сочинений содержит статьи по направлениям: исторические статьи, литературная критика, публицистика, историко-литературные статьи, педагогика. В первом томе собрания прилагается факсимиле - оттиск печати, воспроизводящий почерк Н. Добролюбова.
Литературный критик, поэт, публицист, революционный демократ — за свою недолгую жизнь (судьба отвела ему всего 25 лет) Николай Добролюбов успел написать сотни статей и рецензий. Он критиковал современный ему общественный строй и, даже рецензируя чужие произведения, старался проповедовать свои социально-политические идеи. «Учительский тон» его текстов отмечали и современники, и исследователи. Учителем он был и в жизни.
Присутствующие на мероприятии познакомились с жизнью, педагогическими идеями, высказываниями и тезисами Николая Добролюбова об образовании и грамотности, которые актуальны и в современном мире.
Используя термин своего знаменитого современника, Николая Пирогова, Добролюбов призывал воспитывать в ребенке «внутреннего человека». Цель воспитания теоретик видел в создании всех условий для того, чтобы ребенок научился мыслить самостоятельно.
«Ребенок готовится жить в новой сфере, обстановка его жизни будет уже не та, что была за 20–30 лет, когда получил образование его воспитатель. И обыкновенно воспитатель не только не предвидит, а даже просто не понимает потребностей нового времени и считает их нелепостью».
Сложно представить, но в XIX веке спор о пользе повсеместной грамотности вполне имел место. Среди тех, кто сомневался в необходимости учить грамоте низшие слои населения, были многие известные современники критика. Для Добролюбова же вопрос был решен однозначно: умение читать, по его мнению, было необходимо не только городским жителям, но и крестьянам.