«Кадилинские голоса пьес»
11 февраля в Библиотеке № 8 #СМИБС в рамках проекта «Голоса пьес» прошла очередная театральная читка. На этот раз - в авторском исполнении режиссёра Игоря Кузнецова (псевдоним – Игорь Кадилин) прозвучала пьеса «Центр мира».
Дата читки была выбрана не случайно: действие пьесы разворачивается в 2001 году, опубликована в 2011 году. И вот зритель 2021 года имеет возможность сравнить культурный контекст и соотнести впечатления, которые могли возникнуть при чтении текста 20, 10 лет назад и сегодня.
Тема пьесы заставляет вспомнить особенности так называемой «новой драмы» - художественного явления, которое громко заявило о себе в отечественном драматургическом процессе на рубеже 2000-х. Пьеса Игоря Кадилина, таким образом, «ровесница» современных драматических экспериментов и в полной мере может служить отражением современной литературы: особенности «подросткового» сознания, острая социальная тематика, переживание героями пограничных состояний.
Образ пространства, отраженный в тексте, распространен в драматургии, и не только в современной: это некий обобщенно-символический город (Левличград), который напоминает и моногород (например, Тольятти), и вечное российское провинциальное захолустье, знакомое, например, по текстам Гоголя и Островского. Среди героев пьесы – и «средние» обыватели, и маргинальные персонажи, которые, как принято сейчас говорить, оказались в социально неблагополучной ситуации, и полуфантасмагорические, но, впрочем, не менее реальные (например, старик-космонавт, который подчеркивает абсурдность происходящего)…
Основной конфликт пьесы – разрушение социальной коммуникации, непонимание, которое приводит к трагедии. Однако об этой трагедии рассказано языком театра абсурда, с помощью трагикомической образности «черного юмора». И это тоже фирменный знак проекта «Голоса пьес». В тексте сливаются воедино речь, которую мы можем услышать в окружающей повседневности, ругательства и - частушки, советские песни… По традиции, читка завершилась обсуждением.
Сам Игорь Кузнецов, выступив в тройной ипостаси автора, режиссера и исполнителя, рассказал о своем опыте организации «социального театра» и ответил на вопросы о целевой аудитории пьесы. Второй чтец, Нина Нестерова, рассказала о своих читательских и исполнительских впечатлениях. Звучали развернутые комментарии и из зрительного зала: одна из самых преданных посетителей проекта, Наталья Телегина, отметила актуальность проблематики пьесы. Екатерина Протопопова, сотрудница библиотечной системы, прокомментировала «открытость» финала многих литературных и драматических произведений и невозможность требовать от автора ответить однозначно на все поставленные в сюжете вопросы.
Новым зрителям мы напомним, что, согласно замыслу проекта «Голоса пьес», имя автора и название пьесы не сообщалось заранее, поэтому у всех участников была возможность проверить собственное впечатление и уровень понимания текста.