Киноклуб «Ракурс» - 36 лет в Самаре

Киноклуб «Ракурс» - 36 лет в Самаре

Вот уже 36 лет существует в Самаре Киноклуб «Ракурс» - настоящий культурный феномен.

Именно в «Ракурсе» показывают эксклюзивные, часто недоступные, но по-настоящему любопытные фильмы. Киноклуб Ракурс - отличная находка не только для истинных ценителей кино, но и тех, кто только начинает постигать азы кинематографа или желает расширить свой культурный уровень.

Клуб «Ракурс» всегда был и есть для Самары местом приобщения кинолюбов к мировой киноклассике и знакомства с новыми событиями кинематографа.

История киноклуба «Ракурс»

(из статьи Татьяны Пашинской «Этапы большого кинопути»)

"Без клуба друзей кино "Ракурс", придуманного им в 1980 году, самарский зритель никогда бы не встретился с венгерской, польской, шведской, французской, британской, немецкой, израильской, голландской, итальянской и многими другими ки­нематографиями. Он ­ - кинематографический медиум, чутко слышащий художественные языки и эстетические пространства, как кажется на первый взгляд, удаленных друг от друга этносов, культур и эпох. В Самаре континенты и культуры соединены фигурой Михаила Куперберга и его деятельностью", ­- так писал об основателе киноклуба «Ракурс» филолог, киновед Валерий Бондаренко.

Летом 1980 года Куперберг написал письмо директору объединенного кинотеатра Ленинского комсомола Эсфирь Рыковой с предложением организовать кино­клуб. Идею не только одобрили, но и быстро воплотили. Были напечатаны афиши и билеты, придуманы тематические абоне­менты. В "Молоте" показ начался в октябре 1980 года с фильма "Раба любви" Никиты Михалкова. В первый сезон ленты крутили два раза в месяц, причем обходились без премьер. В рубрике "Язык кино" показали "Начало" Глеба Панфилова, "Восхождение" Ларисы Шепитько, "Конформиста" Бертолуччи.

Было и документальное кино, и ав­торская анимация. Приходилось бороться с кинопрокатчиками, так как существовали фильмы первого, второго, третьего экранов. Хорошую картину могли для галочки отправить в сельский клуб как картину второго экрана. Так чуть не случилось с "Осенней сонатой" Бергмана. Хитростью и уговорами руководителю "Ракурса" удалось перевести ее в ранг первостепенной. Сейчас горько признавать, что путь многих кинематогра­фических шедевров на куйбышевские экраны иной раз длился годами.

«Вначале я и не помышлял о просветительстве. Оно проявилось в дальнейшем естественным образом. Я просто очень хотел смотреть "свое" кино в кругу единомышленников. Позднее киноклубы стали неким со средоточием "духовного сопротивления". Михаил Куперберг признается, что, когда вспоминает об истоках своего детища, всегда говорит, что 1980­-й год ­ это год рождения его дочери Елены и киноклуба. В 1981 году новоиспеченный киноклуб обосновался во Дворце культуры 4ГПЗ. В этих стенах Михаил Куперберг предложил Совету киноклуба назвать их объединение именем "Ракурс". Его в результате и выбрали, предпочтя "Кадру" и "Волшебному фонарю". В ДК 4ГПЗ сеансы стали проходить уже каждую неделю. Показывали не только картины прошлых лет, но и новые фильмы, как отечественные, так и зарубежные. Хитами "Ракурса" были в то время ленты кинорежиссеров Тарковского, Абдраши­това, Михалкова, Балаяна, после просмот­ра которых в киноклубе проходили оживленные дискуссии. Со временем Купербергу удалось убедить управление кинофикации, что премьеры фильмов должны проходить сначала в "Ракурсе", а уже потом афишироваться в других кинотеатрах города. Зрители могли увидеть редкие фильмы и в "Молоте", где до 1986 года работал зал повторного и документального фильма. «Мы дружили с Куйбышевской студией кинохроники и нередко показывали фильмы наших документалистов Бориса Свойского и Михаила Серкова. Правда, документальному кино, к сожалению, уделяли меньше внимания, чем игровому и анимационному», - ­ говорит Михаил Куперберг.

В это время он понял, где можно добывать редкие фильмы, которые, как он и предполагал, в стране были, но выходили ограниченным тиражом (18 копий на страну ­ Москве, Ленинграду и столицам союзных республик). Стал заказывать их в Республиканском фильмокомбинате. Так в Куйбышеве удалось показать "Мольбу" Тенгиза Абуладзе и "Жил певчий дрозд" Отара Иоселиани. Михаил Куперберг вспоминает, что на всесоюзном семинаре киноклубов в начале 1980­-х годов познакомился со многими киноведами и кинорежиссерами, организаторами киноклубов других городов. Появилась возможность обмениваться фильмами, устраивать встречи­, просмотры. Впоследствии "Ракурс" стал одним из киноклубов, входивших в Общество друзей кино, созданное в 1986 году. Для Куперберга семинары киноклубов в Пущино и МКФ стали "университетами».

Киноклубный абонемент "Диалоги" подарил куйбышевским киноманам 1980­х годов много встреч с известными кинорежиссерами, сценаристами, киноведами. По воспоминаниям Михаила Куперберга, на его приглашение в "Ракурс" первым откликнулся Валерий Рубинчик и, приехав к нам с "Беларусьфильма", привез свои картины "Венок сонетов", "Культпоход в театр" и "Дикая охота короля Стаха". Александр Сокуров на письмо ответил, что его фильмы запрещены к показу, поэтому приезд его в Куйбышев, как персоны нон грата, является затруднительным (он приехал в Самару только в конце 1990-­х). Илья Авербах тогда объяснил свой отказ от приезда съемками "Белой гвардии". Зато приехали со своими мультфильмами Юрий Норштейн, Андрей Хржановский.

В разное время в гостях у "Ракурса" побывали Вадим Абдрашитов, Роман Балаян, Кирилл Разлогов. Совместно с бюро досуга "Праздник" и Виктором Долонько, с Поволжским отделением Союза кинематографистов СССР в 1987 году Михаил Куперберг организовал большой фестиваль «"Ленфильм": верность правде». В Куйбышеве тогда высадился ленинградский десант режиссеров и киноведов. Приехал кинорежиссер Геннадий Полока со своим ранее запрещенным фильмом "Интервенция". Фестивальными площадками стали многие кинотеатры Куй­бышева и Тольятти, Дворцы культуры (от ДК "Нефтянник" на 116 километре до "Октября" на Металлурге). В эти дни в ДК 4 ГПЗ проходил семинар киноклубов Поволжья, вечера памяти Ильи Авербаха и Динары Асановой. Показывали полочные короткометражки Юрия Мамина и несколько громких премьер тех лет, в том числе "Взломщика" Вале­рия Огородникова.

Через год прошел фестиваль "Авангард­-88" -­ первый в СССР смотр, объединивший любительское и профессиональное кино. Проведение авторских ретроспектив и с 1985 года фестивалей национальных кинематографий стало традицией "Ракурса". В перестройку московские киноклубники организовывали в провинции так называемые "кольца". Куйбышев вошел в Поволжское кольцо (Саратов, Ульяновск, Тольятти), на котором зарубежные фильмы демонстрировались в оригинальном варианте. «Помню, какой тогда был восторг от венгерского кино одного из лучших в Европе. Позже мы стали работать с немецким посольством, институтом Гете, поляками, чехами, французами, шведами»,- вспоминает Куперберг.

В начале 1990­-х годов в Доме Актера, где в это время обосновался "Ракурс", с ан­шлагом проходили ретроспективы Годара, Трюффо, Фассбиндера, Бергмана, братьев Каурисмяки. Регулярно устраивали недели шведского и французского кино, панорамы мирового кино "Экзотика", фестивали чешского, венгерского, немецкого кинематографа, ставшие возможными благодаря тесной дружбе с посольствами. Они щедро делились богатствами своих фильмотек. В 1994 году на долгие десять лет к имени "Ракурс" добавилось радио "Ностальжи­Сама­ра" (директор ­ Елена Хегай). Киноведы Михаил Куперберг и Валерий Бондаренко каждый вторник в ночном эфире программы "Другой ракурс" обсуждали показанный в киноклубе фильм. Михаил Куперберг с ностальгией вспоминает, какими насыщенными и полными событий были те годы. Не последнюю роль в этом играл бывший мэр Самары Олег Сысуев, который в течение пяти лет (с 1992 по 1997 год) дружил с "Ракурсом" и приветствовал начинания самарских киноманов.

При поддержке городских властей в 1992 году в Доме Актера стартовал фестиваль "Новое кино России", организованный творческой группой "Ракурса" во главе с Купербергом. Тогда своей первой картиной "Счастливые дни" его открывал никому еще не известный Алексей Балабанов. Фестиваль "Новое кино России" стал традиционным. В эти дни "Ракурс" показывал наиболее заметные российские фильмы, вышедшие в прокат в течение года. Каждый год Михаил Куперберг баловал са­марчан, приглашая на фестиваль авторов фильмов и актеров. Например, в 1995 году его гостями стали актер Евгений Миронов и режиссер Владимир Хотиненко с картиной "Мусульманин", а Сергей Маковецкий выступил перед показом фильма Вадима Абдрашитова "Пьеса для пассажира".

На фестивалях началось сотрудничест­во "Ракурса" с ГТРК "Самара". В эфире появилась программа "Элита", с регулярным обзором киноновинок, фестивальными дневниками, дискуссиями о тенденциях кинематографа. В Самару на фестивали не раз приезжали кинорежиссеры Валерий Рубинчик, Олег Ковалов, Алексей Учитель, Борис Хлебников, Андрей Эшпай. Со временем в фотоархиве "Ракурса" собралась целая галерея из культовых личностей, откликнувшихся на приглашение Михаила Куперберга. Среди них ­ кинорежиссеры Кира Муратова, Александр Сокуров, Алексей Герман­ младший, Дмитрий Астрахан, Иван Дыховичный, Алексей Попогребский, Андрей и Илья Хржановские, Александр Зельдович, Николай Досталь. Андрей Звягинцев приезжал в Самару с фильмом "Возвращение". За 15 лет Михаил Куперберг провел одиннадцать фестивалей отечественного кино. Последний состоялся в 2007 году.

В начале этого века прошли "Дни кино Восточной Европы", Международный фестиваль независимого ки­но. Самарцы смогли познакомиться со знаменитым польским режиссером Кшишто­ фом Занусси и чешским "оскароносцем" Яном Сверак. В 2000-тысячные в "Художествен­ном" началось ежегодное проведение фестивалей немецкого и британского кино, прошло шесть фестивалей "Новое кино России". В последние годы "Ракурс" радовал горожан оригинальными проектами. Состоялось три уникальных фестиваля спонтанного кино "Белый квадрат", в которых участвовали десятки дебютантов. Начались показы программ международных фестивалей короткометражных и анимационных фильмов, проходили фестивали французского кино.

Источник:

Пашинская, Татьяна   Этапы большого кинопути [Текст]: [о жизни и работе Михаила Куперберга, киноведа, руководителя самар. киноклуба "Ракурс"] / Пашинская Татьяна // Самар. судьбы. - 2011. - № 2. - С. 50-59.

Отзывы представителей самарской интеллигенции о киноклубе «Ракурс»

Виталий Лехциер, поэт, доктор философии, профессор Самарского государственного университета:

Не могу сказать о себе вслед за Ю.Левитанским, что «жизнь моя – кинематограф, черно-белое» или цветное кино, но, конечно, кино смотрю, самое разное: от итальянской или французской классики до современных американских телесериалов и актуальных российских кинокартин. Собственно, мир кино такой большой и разнообразный, в нем столько авторских поэтик и проблематик, столько национальных школ и традиций, столько перекличек и пересечений, что любой зритель тут будет нуждаться в хорошем гиде. Самаре в этом отношении крупно повезло.

В Самаре есть киноклуб «Ракурс». Этот клуб, безусловно, наше локальное национальное достояние. Локальное, но в то же время глобальное, поскольку без всяких оговорок и скидок на возможную нашу зрительскую неподготовленность организует профессиональное и в то же время неформальное общение с самым лучшим и интересным в мировом кинематографе. Вот это и есть, на мой взгляд, фирменный стиль «Ракурса» - профессиональный формат показа (вводные лекции главных спикеров клуба, тематические и авторские ретроспективы, кино-эксклюзивы) и неформальная доброжелательная атмосфера совместной встречи с искусством.

Именно в «Ракурсе» в разные годы я посмотрел те фильмы, которые оставили след в моей интеллектуальной и эмоциональной жизни: от Феллини и Марко Феррери до Бертолуччи и Ларса фон Триера, от «Кабинета доктора Калигари» до Ханеке или Кустурицы. И я отдаю себе отчет в том, что только здесь я мог получить представление, например, о кино румынском или шведском, или о том, что такое современная короткометражка. На ум приходят какие-то затертые слова – «подвижничество», «просвещение», «диалог», «эстетика», но все именно так – уникальное детище Михаила Куперберга очень нужно Самаре, всем, для кого кино - и удовольствие и интеллектуальная пища, предмет для философской рефлексии и суждения вкуса.

Ирина Саморукова, член киноклуба с 1980 г., доктор филологии, профессор:

Пять неопровержимых доводов в пользу «Ракурса».

  1. «Ракурс» - это уникальный культурный феномен. Ничего подобного в России, а, возможно, и за ее пределами, нет: более тридцати лет регулярных показов и обсуждений кино, которое является искусством.

  2. Большинство фильмов, показываемых в «Ракурсе», не идут в других кинотеатрах: фестивальное кино, российский и зарубежный артхаус, короткий метр, анимация и киноклассика.

  3. Основной критерий показа – значимость художественного высказывания создателей картины.

  4. Никакой цензуры при отборе фильмов. Оценка фильма и ее обоснование в обсуждениях - прерогатива зрителя.

  5. Атмосфера. Только в «Ракурсе» ты можешь ощутить счастье от того, что тебе достался приставной стул в зале. Синефилы 1960 годов изменили Европу, сообщество «Ракурса» может изменить наш город.

Сергей Лейбград, поэт, культуролог, публицист:

Есть точки в экзистенциальном, социально-политическом и эстетическом пространстве, где ты можешь и должен вести непосредственный диалог с универсальным миром. Этот диалог немыслим без тонких, порой жестоких и невероятно заразительных, а иногда беспощадно упоительных материй, из которых состоит космическая ткань подлинного искусства.

Одной из таких точек в Самаре – неофициальных и неофициозных - для меня является киноклуб «Ракурс». Я помню, по-прежнему остро, больно и радостно помню начало и середину 1980-х, когда в душном и тухлом воздухе умирающего советского режима и стертого от лицемерия языка, я проваливался в томительную кислородную бездну Андрея Тарковского. Потом были Параджанов, Абуладзе, Иоселиани, Кайдановский, Пазолини…

Долгое время «Ракурс» был - и остаётся ныне – одним из самых столичных мест Самары. Местом, где ты можешь ощутить себя в центре этого «прекрасного и яростного мира», ибо кино, которое стремится показывать «Ракурс», является часто единственной нескомпрометированной эстетической реальностью. Ибо кроме кино ты можешь здесь не только видеть и слышать его создателей, но и говорить с ними на языке, свободном от тщеты и примитива расхожего общения.

В 1990-е мне довелось вместе с «Ракурсом» привезти в Самару Александра Сокурова. Несмотря на иные возможности, я иногда вновь и вновь прихожу сюда. Чтобы удивиться гениальным, вкусным, ослепительным прорывам Ильи Хржановского, Андрея Звягинцева, Ларса фон Триера, Михаэля Ханеке… «Ракурсу» по-прежнему удаётся бежать пошлости и коммерческой злободневности. И это опять становится «кислородно» значимым, свежим и экзистенциальным просветительским действием. Событием. Особенно учитывая, что очередной приступ духоты и этического уродства, переживаемый сейчас официальной Россией, кончится еще не так скоро… Надеемся, продолжение следует...

Источник:

http://rakurs-samara.livejournal.com/

Где читать последние новости о работе киноклуба «Ракурс»?

Здесь:

Киноклуб «Ракурс» на страничке ВКонтакте: интервью, новости, киноафиша, размышления над киноновинками и многое другое…

https://vk.com/samararakurs

Киноклуб «Ракурс» жил, жив и будет жить!

Дорогие друзья!

Лекции и показы в областной универсальной научной библиотеке, посвященные Году российского кино, в этом сезоне завершены. Однако сезон «Ракурса» (№36) продолжается. В июле и августе в «КиноМосте» в «МегаСити» будет показан целый ряд каннских и берлинских лауреатов (спасибо нашим отважным дистрибьюторам!).

В сентябре мы начнем свой 37-й сезон в областной универсальной научной библиотеке и продолжим показы в «КиноМосте» в «МегаСити». До встречи в кинозале!

Ваш Михаил Куперберг

29 июня 2016 г.

Источник:

http://www.samararakurs.ru

Библиография:

Киноклуб «Ракурс» - в Самаре

Выборочный рекомендательный список публикаций за период с 2010 по 2016 гг.

  1. Богомолова, Т.   Российское кино здесь [Текст]: [в самар. киноклубе "Ракурс" состоялся показ короткометраж. фильмов молодых режиссеров] / Т. Богомолова// Волж. коммуна. - 2012. - 20 июня. - С. 7.

  2. Бондаренко, В.   Миша все время подкладывает нам под дверь записки…[Текст]: к 60-летию Михаила Куперберга, 35-летию "Ракурса" и к 120-летию мирового кино / В. Бондаренко // Свежая газ. Культура. - 2015. - № 20. - С. 11.

  3. Бондаренко, В.   Вечно модный "Ракурс" [Текст]: [беседа с арт-директором самар. киноклуба "Ракурс" В.Бондаренко] / В. Бондаренко; записала Т.Пашинская // Аргументы и факты - Самара. - 2010. - Июнь-Июль (№26).- С.3.

  4. Бондаренко, В.   Попкорн или искусство? [Текст]: Почему авторское кино перестает быть востребованным [беседа с самар. кинокритиком В.Бондаренко] / В. Бондаренко; записала А.Исмайлова// Аргументы и факты - Самара. - 2013. - Окт. (№ 42). - С. 3.

  5. Горяинов, О.   Фестиваль французского кино. Версия 5.0 [Текст]: [программа фестиваля, проходившего в Самаре] / О. Горяинов// Свежая газ. Культура. - 2013. - № 14. - С. 11.

  6. Долонько, В.   Любить кино - и никаких гвоздей! [Текст]: [исполнилось 30 лет самар. киноклубу "Ракурс"] / В. Долонько// Самар. газ. - 2010. - 27 авг.- С.16.

  7. Кириллова, И.   Двойная экспозиция [Текст]: [в июне киноклуб "Ракурс" продолжит работу в Самар. обл. б-ке и "КиноМосте"] / И. Кириллова// Самар. газ. - 2016. - 31 мая. - С. 6.

  8. Кириллова, И.   Многоликий синематограф [Текст]: смотрим, обсуждаем: [в Самар. обл. науч. б-ке пройдет цикл лекций президента киноклуба "Ракурс" М.Куперберга "Многоликий мир кино"] / И. Кириллова // Самар. газ. - 2016. - 2 апр. - С. 32.

  9. Кузнецова, А.   Ракурс для киноманов [Текст]: [беседа с президентом легендар. самар. киноклуба "Ракурс" Михаилом Купербергом] / А. Кузнецова// Аргументы и факты - Самара. - 2012. - Июль (№ 30). - С. 27.

  10. Куперберг, М.Я.   Кино с другого "Ракурса" [Текст] : [беседа с рук. самар. киноклуба "Ракурс" М.Я.Купербергом] / М. Я. Куперберг ; записала Е.Абашкина// Аргументы и факты - Самара. - 2016. - Апр. (№ 15). - С. 3.

  11. Пашинская, Татьяна.   Этапы большого кинопути [Текст]: [о жизни и работе Михаила Куперберга, киноведа рук. самар. киноклуба "Ракурс"] / Пашинская Татьяна // Самар. судьбы. - 2011. - № 2. - С. 50-59.

  12. Портнов, Г.   Михаил Куперберг: "Сомнений насчет "Ракурса" много, но надо продолжать" [Текст]: [интервью с директором самар. киноклуба "Ракурс" М. Купербергом по различ. вопр. кинематографии] / Г. Портнов // Волж. коммуна. - 2013. - 31 июля. - С. 7.

  13. Прасковьина, М.   Азбука жизни [Текст]: [в самар. галерее "Виктория" продолжается образов. проект киноклуба "Ракурс" "Азбука кино", ведущий В.Долонько] / М. Прасковьина // Самар. газ. - 2015. - 19 февр. - С. 19.

  14. Прасковьина, М.   Возвращение "Ракурса" [Текст]: [старейший киноклуб Самары "Ракурс", приостановивший актив. деятельность в конце 2015 г., вновь радует своих поклонников] / М. Прасковьина// Самар. газ. - 2016. - 15 марта. - С. 46.

  15. Прасковьина, М.  "Ракурсу" 35 лет [Текст]: [самар. киноклуб открывает юбилейн. сезон] / М. Прасковьина// Самар. газ. - 2015. - 27 авг. - С. 13.

  16. Прасковьина, М.   Человек, подаривший нам кино [Текст]: [исполнилось 60 лет извест. самар. киноведу, создателю и руководителю киноклуба "Ракурс" М.Купербергу] / М. Прасковьина // Самар. газ. - 2015. - 17 дек. - С. 11.

  17. Прасковьина, М.   Идеальное кино для неидеального зрителя [Текст]: [беседа с директором самар. киноклуба "Ракурс" М.Купербергом] / М. Прасковьина// Самар. газ. - 2012. - 16 авг. - С. 7.

  18. Самсонова, А.   Everyman's Movie, или Американские документалисты могут не копать [Текст]: [самар. киноклуб "Ракурс" при поддержке посольства США в России и арт-объединения CoolConnections представил зрителям прогр. фестиваля "Show us!"] / А. Самсонова// Свежая газ. Культура. - 2014. - № 18. - С. 13.

  19. Спиваковская, Е.   Письма каждый день [Текст]: [о самар. киноведе В. Бондаренко] / Е. Спиваковская// Свежая газ. Культура. - 2013. - № 9. - С. 14.

  20. Телегин, Д.   <Все говорят - работайте еще 50 лет! [Текст]: [интервью с Михаилом Купербергом президентом киноклуба "Ракурс", который отметит свое 35-летие фестивалем "Синемания"] / Д. Телегин// Волж. коммуна. - 2015. - 18 дек. - С. 18.

  21. Темникова, Д.   Жизнь по кинематографу [Текст]: [о новом проекте самар. киноклуба "Ракурс" "Азбука кино"] / Д. Темникова // Свежая газ. Культура. - 2013. - № 16. - С. 10.